Династия Ярви с концертами в Таллинне

«Орфей»
Виктор Александров
07.09.2011

Таллинн в 2011 году является культурной столицей Европы. Одной из ярких кульминаций в истории музыкальной жизни эстонской столицы стал беспрецедентный проект «Гала- Ярви» с участием трех выдающихся представителей дирижерской династии, включая патриарха эстонской дирижерской школы Неэме Ярви и его двух сыновей Пааво Ярви и Кристиана Ярви.


1 сентября в Концертном зале «Эстония» завершились европейские гастроли ведущего музыкального коллектива Франции – Оркестра де Пари (Orchestre de Paris). Еще в прошлом сезоне место главного музыкального директора занял Пааво Ярви, сменив на дирижерском посту немца Кристофа Эшенбаха.

Пааво Ярви родился в Таллинне в 1962 году. В юности он увлекался рок музыкой и даже являлся лидером одной популярной эстонской рок-группы. Однако в скором времени молодой музыкант увлекся классической музыкой и дирижерским ремеслом. В 1980 году семья Ярви эмигрировала в США. В Америке Пааво Ярви получил высшее музыкальное образование под руководством Леонарда Бернстайна. Общение с великим американским композитором и дирижером особенно повлияло на дирижерскую карьеру молодого Пааво Ярви.

Сегодня Пааво Ярви руководит несколькими крупными оркестрами мира: в Цинциннати, во Франкфурте и в Бремене. С 2010 года этот список пополнил Парижский симфонический оркестр (Orchestre de Paris), сотрудничество с которым Ярви начал с исполнения симфонии Яна Сибелиуса «Куллерво» при участии Эстонского национального мужского хора. В репертуаре парижского оркестра немало произведений современной академической музыки. Практически ни один из концертов не обходится без премьер.

Пааво Ярви уделяет внимание сочинениям современных эстонских композиторов: Арво Пярта, Эркки-Свена Тююра, Лепо Сумера и Эдуарда Тубина. Специально для таллиннского концерта был выбран один из последних опусов Арво Пярта «Silhouette» («Силуэты», памяти Густава Эйфеля), написанное эстонским композитором в 2009 году по заказу Парижского оркестра. Медитативная композиция, длящаяся около десяти минут, отличается особенным аскетизмом и объективностью мысли.

Также в программе вечера прозвучали: Концерт для оркестра Белы Бартока и оркестровая сюита из музыки балета Игоря Стравинского «Петрушка». Orchestre de Paris под руководством Пааво Ярви показал блестящий арсенал исполнительских возможностей: изощренная тембровая палитра, бережное внимание к штрихам и деталям сочинений, и наконец, удивительное владение инструментами.

На следующий день в концертном зале «Эстония» состоялось торжественное открытие юбилейного 85-го сезона Эстонского национального хора и государственного симфонического оркестра (ERSO). Художественное руководство коллективом на сей раз взял Неэме Ярви, более полувека назад уже возглавлявший главный оркестр страны. Тогда этот коллектив принадлежал Эстонскому радио. В беседе с журналистами музыкант отметил, что рассматривает новый концертный сезон, как миссию.

Неэме Ярви: «Я пришел сюда не на работу, а как миссионер. Моя миссия заключается в популяризации нашего эстонского искусства, культуры, как в Эстонии, так и за рубежом. Мы будем гастролировать, выпускать диски. Возможности есть, надо просто их использовать. Нужно пригласить хорошую записывающую фирму и ездить по миру. Также моя задача – просить у государства деньги, которые оно дает очень неохотно. А еще я жду хорошего качества игры оркестра. И чтобы не было такого впечатления, что дирижер, известный в мире, у себя на родине был словно “пришел, поиграл, уехал”…»

Неэме Ярви, как и его сыновья, отличается оригинальным художественным вкусом по части составления концертных программ. Публика всегда покидает концерты династии Ярви с ощущением невероятного восторга и благоговения.

Очередное выступление в этом сезоне Неэме Ярви посвятил эстонской и немецкой классике рубежа XIX-XX веков. Наряду с хрестоматийным творением эстонского классика Виллема Каппа вокально-симфонической поэмой «На северном побережье» концерт украсили произведения из золотого фонда немецкой симфонической классики: Третья «Рейнская» симфония Роберта Шумана и симфоническая поэма «Дон Кихот» Рихарда Штрауса. Сольные партии исполнили: Александр Земцов (альт) и Ян Эрик Густавсон (виолончель).

Балтийский молодежный филармонический оркестр во главе с Кристианом Ярви, спустя день, продолжил серию таллиннских вечеров концертом-посвящением Арво Пярту.

http://www.muzcentrum.ru/news/2011/09/item5328.html

Comments

Popular Posts