Пааво Ярви — «Симфония весны»

classicalmusicnews.ru
Виктор Александров
19.04.2014
Пааво Ярви
Пааво Ярви
Знаменитый маэстро Пааво Ярви,  представитель легендарной дирижерской династии Неэме Ярви, продирижировал в городах Германии оркестрами Франкфурта и Бремена. Весенняя серия концертов ознаменовалась для Пааво Ярви совместными выступлениями с оркестрами Франкфуртского радио и Немецким камерным филармоническим оркестром Бремена.

Пааво Ярви составляет свои программы по принципу контраста, в них всегда чувствуются тонкость, изящество, оригинальный вкус и универсальность идей. График концертных выступлений у дирижера очень интенсивный, ему приходится поддерживать концентрацию и распределять силы между несколькими известнейшими коллективами Германии и Франции. Отмечу, что свой официальный контракт с франкфуртским оркестром в качестве главного дирижера Пааво Ярви завершил еще несколько месяцев назад, оставив за собой должность почетного лауреата оркестра. Артист будет появляться несколько раз в сезоне с очередными новыми проектами.
Вот и прошедший музыкальный вечер сулил череду неожиданных открытий. В AlteOper (Старой Опере) Франкфурта программа концерта была составлена из произведений Арво Пярта («Кантус Памяти Бенджамина Бриттена»), Второго концерта для фортепиано с оркестром Д. Д. Шостаковича (солировал Александр Торадзе), а также Третьей симфонии Франца Шмидта. В музыке австрийского композитора, представителя позднеромантического периода, Пааво Ярви впервые обращается, и твердо намерен в будущем записать все симфонии Шмидта с оркестром Франкфуртского радио.
 ПААВО ЯРВИ: «Мне непонятно, почему сегодня так редко в мире исполняют музыку Франца Шмидта, раньше такого не было. Сейчас мы постараемся восполнить этот пробел и представить полностью во Франкфурте весь симфонический цикл австрийского композитора.
Симфонии Шмидта открывают новый безграничный мир образов,  и я уверен, что каждая из них быстро найдет дорогу к слушателю. В его музыке ощутимо влияние Малера, Рихарда Штрауса и даже Антона Брукнера, учеником которого являлся Франц Шмидт.  Это огромный пласт позднеромантической эпохи австро-немецкой музыкальной традиции. Наряду с известной ораторией Шмидта «Книга с семью печатями» четыре симфонии композитора должны заслужить всеобщее признание.
На первой репетиции музыканты скептически отнеслись к материалу Третьей симфонии. И это очевидно. Ведь люди не знают по сути этой музыки, там очень много нот, хроматических гармоний, меняющихся почти на каждой доле. После первого концерта артисты признались мне, что их очень увлек мир образов в этой симфонии Шмидта.
Я считаю, что необходимо терпение и желание, чтобы послушать и пережить эту музыку, а не только один раз сыграть и забыть ее.
Франц Шмидт очень хорошо знал возможности оркестра, он ведь был профессором Венской Академии музыки, а также виолончелистом, концертмейстером группы виолончелей знаменитого Венского филармонического оркестра и не раз играл под управлением самого Густава Малера. Шмидт превосходно владел игрой на фортепиано. Он был одной из уважаемых персон венской музыкальной жизни своего времени».
 Сразу после франкфуртских выступлений Пааво Ярви перебрался в Бремен и Гамбург, где представил на суд слушателей свое интеллектуальное прочтение Первой симфонии до минор И. Брамса. К симфоническому творчеству немецкого классика Пааво Ярви подходит постепенно. В следующем сезоне он запишет с Бременским коллективом все симфонии Брамса.
Камерный филармонический оркестр Бремена особенно дорог Пааво Ярви, здесь есть своя удивительная гармония, по-особому домашняя атмосфера музицирования.
Пааво Ярви:«В Бременском оркестре играют только единомышленники. Мы вместе с артистами решаем интерпретацию сочинения, находим много новых идей в партитурах. Для меня это особая ситуация. Я привык дирижировать большими коллективами, в которых музыканты прекрасно понимают, что дирижер будет делать. А здесь я себя свободно ощущаю камерным артистом, соучастником процесса. Возможность импровизаций является неотъемлемой частью моей работы с бременскими коллегами. Каждый раз мы стремимся обнаружить нечто новое, непохожее на предыдущие репетиции и концерты».
Ярким украшением вечернего концерта в гамбургском Leizhalle стала Симфония № 100 «Военная» Йозефа Гайдна. Это произведение является частью цикла известных Лондонских симфоний. Название определяет дух музыки самого сочинения, насыщенного множеством сигналов и фанфар. Симфония пронизана маршевыми ритмами, энергией и стремительностью.
В этом сочинении Гайдн использует ударные инструменты  военного оркестра (треугольник, тарелки, большой барабан). Особенно импозантно смотрелись музыканты группы ударных в исторических костюмах солдат, которые вначале чинно расхаживали по партеру гамбургского зала на глазах у изумленных зрителей, а затем эффектно поднимались на сцену и постепенно примыкали к оркестровому составу.
Для Пааво Ярви важны оптимизм, жизненная энергия и солнечный свет музыки Гайдна, поэтому в его интерпретации сочинение приобрело новое, современное звучание. Те же самые настроения были  отражены и в Третьем скрипичном концерте В. А. Моцарта.
Солисткой выступила обаятельная российская скрипачка, уроженка Санкт-Петербурга, лауреат международных конкурсов  Алина Погосткина. Певучая кантилена, особое созерцательное начало преобладали в игре скрипачки. Оркестр под чутким руководством Пааво Ярви бережно и аккуратно аккомпанировал солистке.
В начале июня оркестр Франкфуртского радио под управлением Пааво Ярви совершит концертный тур по городам Чехии и Германии вместе с блистательной американской скрипачкой Хилари Хан, а цикл симфоний И. Брамса с Немецким камерным филармоническим оркестром Бремена  и маэстро Ярви в конце лета услышат жители США.
http://www.classicalmusicnews.ru/reports/paavo-yarvi-simfoniya-vesnyi/

Comments

Popular Posts