На высокой балтийской ноте

classicalmusicnews.ru
Виктор Александров, Пярну (Эстония)
04/08/2014
Неэме Ярви

В середине июля на берегах Балтики проходил III международный летний фестиваль Ярви. Приморский городок Пярну – не только туристический, но и культурный центр Эстонии.

Еще в середине 1970-х годов Давид Ойстрах организовал здесь музыкальный фестиваль классической музыки, ярко заявивший о себе на протяжении следующих десятилетий. Сегодня фестивальную эстафету успешно продолжает именитая династия артистов, главой которой является патриарх современной дирижерской школы Неэме Ярви.

Нэеме Ярви: «Постепенно наш фестиваль обрастает все новыми яркими проектами, приезжают новые оркестры, солисты, предлагающие публике интересные и разноплановые программы. В этом году у нас выступили пять оркестров разного уровня.

Пярну становится действительно интернациональным городом, куда специально приезжает огромное количество публики. Люди испытывают наслаждение и восторг, от того, что мы делаем. Ну а мы – исполнители всегда учитываем пройденные этапы концертов и уверенно смотрим вперед, что нам предстоит сделать в следующий раз. Любое сочинение можно хорошо сыграть, если есть взаимопонимание между дирижером и артистами оркестра.

У нас есть творческая содружба между великими исполнителями, которые приезжают в Пярну. Вспомним Давида Ойстраха – великого скрипача мира, каждое лето бывавшего в Пярну. Теперь мы стараемся эту традицию продолжать. Здесь должны быть яркие музыканты современности. Мы работаем с молодыми дирижерами, они бывают на этих концертах и получают колоссальный опыт в профессии. Инструменталисты, которые приезжают в Пярну на наш фестиваль, также получают прекрасную возможность видеть и наблюдать, как рождается музыка»

Художественное руководство фестивалем осуществляет старший сын Неэме, выдающийся дирижер современности Пааво Ярви.

Специально для музыкального форума каждое лето организовывается Фестивальный оркестр Пярну, в котором наряду с эстонскими исполнителями играют музыканты лучших коллективов Европы, включая оркестры Германии и Франции, с которыми регулярно сотрудничает Пааво Ярви.

Пааво Ярви считает такой процесс успешным залогом для развития и укрепления оркестровых традиций.

Пааво Ярви:«Для меня важным фактором является, чтобы люди на этом фестивале находили друг друга, дружили и прекрасно проводили время, без чувства рутинной работы. Музыку надо играть свежо, с энтузиазмом и энергией, но только в хорошей доброжелательной атмосфере.

Я счастлив увидеть большую семью Ярви на фестивале. Около 40 человек нашей династии – все музыканты. Многие из них выступили с нашим оркестром.

У нас традиционно прошел воскресный детский концерт на вилле Аменда. Здесь маленькие дети играли и пели, наблюдать за ними было очень волнительно и в то же время приятно. На фестивале в Пярну у меня нет ни одной свободной минуты, занятость колоссальная. Утром и днем – репетиции, мастер-классы с молодыми дирижерами, подготовка к концертам, вечером – выступления на публике. А после концертов мы продолжаем общаться с гостями и участниками фестиваля в свободной непринужденной обстановке, находясь в одном из уютнейших кафе Пярну. Там люди знакомятся ближе узнают друг друга, обмениваются контактами.

Так что вот эта атмосфера чрезвычайно важна для меня. Фестиваль в Пярну это не только время музыки, но и время встреч с прекрасными людьми, артистами, которых я очень люблю и всегда жду на своих концертах»

Фестиваль имеет еще и просветительскую миссию. В рамках Академии Ярви состоялись мастер-классы для дирижеров и оркестрантов, участниками которых стали 20 человек из разных стран мира.

Среди звездных имен фестиваля – британский виолончелист Стивен Иссерлис, латышская аккордеонистка Ксения Сидорова, американский пианист Александр Торадзе, а также корейская флейтистка Ясмин Чой.

Пааво Ярви пропагандирует музыку современных композиторов балтийского региона, в том числе произведения эстонских авторов.

Пааво Ярви:

«Необходимо хорошо играть музыку уже не только знаменитых, широко известных эстонских композиторов, таких как Арво Пярт, или Эркки-Свен Тююр, но и стараться находить малоизвестные имена, а также давать возможность современным авторам создавать новые сочинения для нас. На сей раз им стал представитель молодого поколения эстонской школы – Тауно Айнтс.

Я считаю, что сегодня новая генерация композиторов уже уходит от такой сериальной, слишком интеллектуальной музыки. Тут на первом плане выступают скорее такие натуральные и музыкальные нюансы – есть ритм, иногда даже мелодия. И это правильный выбор пути…»

В этом году на фестивале в Пярну наряду с произведениями Арво Пярта и Эркки-Свен Тююра прозвучала мировая премьера оркестровой увертюры «Эстония» Тауно Айнтса, написанная специально для Пааво Ярви и Фестивального оркестра Пярну.

Специальным событием фестивальной программы стало исполнение Концерта для аккордеона с оркестром “Prophecy” («Пророчество») Эркки Свен Тююра. Композитор посвятил его финскому аккордеонисту Мика Вяйринену.

Эркки-Свен Тююр:

«Фабула этого произведения заключается в феномене, который мы именуем в разных культурах предсказаниями, пророчествами людей, способных понимать явления, недоступные другим. Я попытался выразить это средствами музыки.

Явления, о которых я говорю – пророчества – это открытый диалог с символами искусства. Внутреннюю суть произведения, канву музыкальной драмы аккумулирует энергия. И в этом отношении я нахожу данный концерт очень естественным.

Мне импонирует виртуозная манера игры молодой аккордеонистки из Латвии Ксении Сидоровой, которая демонстрирует высочайший класс возможностей своего инструмента.

Вообще, произведение в оригинале было создано мной для баяна, не для этого типа аккордеона, на котором играют как на фортепиано. Однако, интерпретация Ксении оказалась на редкость убедительной, хотя я очень волновался по поводу сложных интервальных скачков.

Но она блестяще преодолела эти трудности, и произведение засверкало новыми красками, что стало для меня неожиданным сюрпризом».

Действительно, Ксения Сидорова буквально зажгла зал своим безупречным исполнением концерта Э. С. Тююра. Ее потрясающая внешность, элегантность и уверенность удачно сочетаются с музыкальным талантом. Критики единогласно признают, что Ксении удается невероятным образом оживлять традиционное звучание аккордеона, придавая ему особую экспрессивность и колорит.

Ксения Сидорова:

«С Пааво Ярви работать было просто одно удовольствие. Необычайная дирижерская харизма нисколько не мешает ему оставаться приятным и доброжелательным человеком. Когда играешь с ним на одной сцене, испытываешь удовлетворение и комфорт.

В сложнейшем Концерте для аккордеона Э. С. Тююра ощущается естественность процесса, все время есть какое-то внутреннее стремление. И то, что случилось сегодня на концерте, можно считать продолжением нашего успешного музыкального путешествия, неким органичным продолжением репетиционной работы.

С Тююром мы очень хорошо знакомы. Два года назад, когда я исполняла его Концерт в Риге, он тоже приезжал туда. И в этот раз я очень рада была его увидеть в Пярну и продолжить работу над сочинением, подразумевающем всегда какие-то определенные смены деталей и настроений…»

В рамках пярнусского фестиваля также выступили латвийские музыкальные коллективы.

На открытии в Концертхаусе Неэме Ярви продирижировал Латвийским национальным симфоническим оркестром программу из сочинений Рихарда Штрауса, посвященную 150-летию со дня рождения композитора. А на следующий день Пааво Ярви был за пультом оркестра «Рига симфониетта», год назад выступившим в Пярну с младшим братом Пааво – Кристианом Ярви.

Международный летний фестиваль Ярви завершился гала-концертом Фестивального оркестра Пярну под управлением Пааво Ярви. Программа оказалась на редкость цельной и содержательной.

В первом отделении после романтических нот вальса И. Штрауса (сына) «На прекрасном голубом Дунае» прозвучал Концерт для виолончели с оркестром Уильяма Уолтона. Солистом в произведении английского композитора XX века выступил один из лучших британских виолончелистов современности Стивен Иссерлис, с которым Пааво Ярви часто сотрудничает в совместных проектах.

В той же программе эстонский маэстро обратился к нечасто звучащей сегодня на концертных сценах мира – Шестой симфонии А. Дворжака, ничуть не уступающей по красоте и богатству мелодий знаменитой Девятой симфонии «Из Нового света» чешского классика.

Оркестр под чутким руководством Пааво Ярви порадовал своей интеллектуальной игрой, прозрачностью фактуры и необычайной самоотдачей во время исполнения.

http://www.classicalmusicnews.ru/reports/na-vyisokoy-baltiyskoy-note/

Comments

Popular Posts