Настройся на Брамса
http://www.classicalmusicnews.ru/
05/07/2015
05/07/2015
Пааво Ярви и Немецкий камерный филармонический оркестр
Бремена представили все симфонии композитора на сцене Концертного зала
Мариинского театра.
На берегах Невы продолжаются концерты и спектакли XXIII
международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». В первые дни июля
на сцене Концертного зала Мариинского театра выступил один из лучших мировых
музыкальных коллективов – Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена
(Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen).
Это уже второй петербургский визит музыкантов после
триумфального дебюта в 2011 году с оркестровым циклом Роберта Шумана. В
Санкт-Петербург Бременский оркестр прилетел из Германии, где накануне выступил
на международном фестивале классической музыки в Мекленбурге (Передняя
Померания). Перед этим Пааво Ярви
представлял цикл Брамса на летнем международном музыкальном фестивале в
Стамбуле (Турция).
Очередные гастроли немецких артистов стали подлинным
украшением петербургской фестивальной программы. Во-первых, имя главного
дирижера Пааво Ярви, который сумел превратить бременский коллектив в один из
наиболее актуальных оркестров Германии,
говорит само за себя. И, конечно, раритетным подарком петербургским любителям
классической музыки стал цикл симфоний Иоганнеса Брамса.
Оркестр Die Deutsche Kammerphilharmonie был основан в 1980
году. Изначально в составе участвовали
молодые инструменталисты, полные энтузиазма, разнообразных идей и творческих
планов. Собственно говоря, функция дирижера казалась им ненужной. Однако, время
расставило все точки над «i». Весомую лепту в исполнительскую манеру игры
бременского камерного оркестра внес английский дирижер Дэниэл Хардинг,
руководивший им в начале 2000-х годов.
Ну а следующий виток развития для Die Deutsche
Kammerphilharmonie обеспечил молодой харизматичный эстонский дирижер Пааво Ярви
– сын легендарного маэстро Нэеме Ярви. Пааво Ярви руководит Бременским камерным
филармоническим оркестром с 2004 года. За это время произошел колоссальный
прорыв в исполнительской традиции коллектива. Немецкий камерный филармонический
оркестр Бремена регулярно устраивает серию концертов в гамбургской Филармонии
на Эльбе.
Среди ярких и
масштабных работ оркестра – проекты симфонических циклов Бетховена и Шумана.
Эти концерты с успехом проходили по всему миру, удостаиваясь самых высоких
оценок критиков. Пааво Ярви отвергает тайм-аут в романтическом репертуаре и уже
удивляет своей неординарной трактовкой симфоний Иоганнеса Брамса многочисленных
слушателей, в том числе и тех, кому повезло побывать на исторических концертах
Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen в Санкт-Петербурге.
Перед концертом маэстро любезно согласился на небольшое
интервью для нашей аудитории:
– Брамс – один из самых центральных, важных и гениальных для
меня композиторов в мировой классике. После симфонических циклов Бетховена и Шумана с Немецким камерным филармоническим
оркестром Бремена это было еще одним
логическим шагом обратиться к симфониям Брамса.
– В своих интерпретациях Вы стараетесь вернуть первозданное
величие музыки Брамса, тем самым освобождаясь от устоявшихся немецких
музыкальных традиций прошлого?
– Главное – естественное звучание музыки, необходимо, что бы
была слышна ее сущность… Мне хотелось нарушить привычку, установившуюся еще с
конца XIX века, когда музыканты слушали всё ушами Вагнера c очевидной манией
величия. Каждое время диктует свои законы интерпретации и мнения о музыке
немецкого композитора.
Я думаю, что сейчас,
лично для меня, Брамс должен стать более камерным, несколько подвижным и даже
интимным. Не должно возникать такого грандиозного ощущения при исполнении
музыки Брамса, как это делали, я повторюсь,
дирижеры вагнеровской эпохи. Я считаю это не совсем правильным подходом,
хотя, когда Вильгельм Фуртвенглер дирижировал Брамса, это было гениально. Так
что я не думаю, что существует одна единственная и верная линия пути
исполнения.
Мы же с Бременским оркестром стараемся следовать такому
внутреннему камерному мышлению Брамса. Ведь, когда он сам дирижировал свои
симфонии, в оркестре играло не более 40 человек. У нас – то же самое количество
музыкантов. Поэтому, структура произведения становится более ясной, балансы
прозрачнее, а сам оркестр становится чуть подвижным.
– Пааво, впереди Вам предстоят аудио и видеозаписи цикла
Брамса. Что Вы больше всего ставите во главу угла в работе над симфониями
композитора в отличие от недавно вышедших в свет записей брамсовского цикла
Ваших немецких коллег – Риккардо Шайи с Лейпцигским оркестром Гевандхауза,
Кристиана Тилеманна с Дрезденской Штаатскапеллой и Саймона Рэттла с берлинскими
филармониками?
– Нам скорее важно найти некий исторический контекст, чтобы
все музыканты обрели одно дыхание. Все они должны одинаково хорошо знать и
чувствовать эту музыку – партии, движения голосов. Это должен быть такой
большой прекрасный ансамбль единомышленников, здесь необходимо камерное
мышление, я очень ценю такие качества.
В симфониях Брамса важна голосовая структура, каждая нота
должна быть услышана музыкантами оркестра, это отражается и на полифонической
ткани партитуры, и на темповой драматургии частей.
– А как музыканты Бременского оркестра относятся к Вашим
предложениям? Они совпадают с их представлением о музыке Брамса?
– Понимаете, музыканты все делают, если они чувствуют, что
это непродуманная какая-то идея. Присутствует определенный смысл при исполнении
любого произведения. Мы вместе работаем уже много лет. Они прекрасно в меня
верят, а я им охотно доверяю. Каждый
новый проект для нас как будто первая встреча с композитором. Мы очень часто
вместе интенсивно обсуждаем нюансировку, темповую драматургию и другие детали
сочинения.
– Пааво, как восприняли гастроли и исполнение цикла симфоний
Брамса сами музыканты Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена?
– Очень хорошо, артисты рады снова быть в Санкт-Петербурге
на этом замечательном фестивале «Звёзды белых ночей».
Мы уже сыграли симфонии Брамса в Токио, Стамбуле. После
российского тура представим их в Висбадене на знаменитом фестивале классической
музыки в Рейнгау. Мы много переиграли симфоний и инструментальных концертов
Брамса. Важен сам этот продолжительный процесс погружения в музыку Брамса и
очень интересно как он воспринимается и музыкантами, и публикой.
Я счастлив тем мгновениям, когда можно так много времени
провести с той или иной симфонией Брамса, особенно в моменты репетиций. Разные
залы и континенты способствуют такому восприятию, ведь тогда ты как дирижер
находишь какую-то другую свободу в этой музыке, что в нормальных оркестрах
просто не существует!
***********
Немецкий камерный филармонический оркестр
Бремена
В обоих концертах Пааво Ярви достиг в работе с Немецким
камерным филармоническим оркестром Бремена впечатляющих результатов.
Оркестр звучал совершенным и благородным звуком, тончайшая
нюансировка и точность артикуляции
словно открыли музыке Брамса второе дыхание. Поразительно было наблюдать
за безупречной игрой и феноменальным качеством звука каждого из солистов бременского коллектива, в
котором по праву царит возвышенная атмосфера и ансамблевая дисциплина.
Артисты органично чувствуют и взаимодополняют друг друга,
они страстно любят и искренне верят в музыку, следуя волевым дирижерским жестам
оптимистичного Пааво Ярви. Восторгам петербургской публики, казалось, не было и
предела. Зал приветствовал немецких музыкантов продолжительными аплодисментами.
Пааво Ярви не миновал и традиционных бисов, которыми стали
искрометные, полные юмора и огня, Венгерские танцы Иоганнеса Брамса.
Каждой из танцевальных миниатюр маэстро придал особый
национальный колорит и фольклорный оттенок, заряжая оркестрантов стремительной
энергией и пылкостью чувств.
Отмечу, что в этом году Немецкий камерный филармонический
оркестр Бремена отмечает свое 35-летие
со дня основания и дает концерты по всему миру, включая такие страны, как:
Япония, Южная Корея, Турция, Россия, Румыния, Австрия, Германия, Нидерланды и
Франция.
Наряду с Пааво Ярви за пультом оркестра гастрольные концерты
проведут сэр Роджер Норрингтон и Тревор Пиннок.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru (Санкт-Петербург)
Comments