ЯПОНСКАЯ МИСТЕРИЯ ПААВО ЯРВИ

Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, No 4 (176), апрель 2020 г.Виктор АЛЕКСАНДРОВ, Таллин


Прославленный оркестр японской телерадиовещательной корпорации NHK (Токио) и маэстро Пааво Ярви открыли гастрольный тур по Европе концертом в Таллине.

Оркестр Японского радио и телевидения, основанный в 1926 году, стал первым профессиональным оркестром Страны восходящего солнца. Спустя десять лет оркестр подписал эксклюзивное соглашение с японской радиовещательной корпорацией NHK. Творческий расцвет коллектива пришелся на вторую половину XX века, когда с ним рабо- тали такие знаменитые дирижеры, как Герберт фон Караян, Игорь Маркевич, Эрнест Ансерме, Вольфганг Заваллиш, Владимир Ашкенази, Евгений Светланов. Первый европейский тур оркестра состоялся в 1960 году. С этого времени коллектив ведет интенсив- ную концертную деятельность, расширяет репертуар, участвует в оперных постановках, заказывает сочинения современным компо- зиторам, записывает компактдиски на ве- дущих мировых лэйблах. Ежегодно оркестр NHK дает свыше 140 концертов на лучших концертных сценах мира. В России японский коллектив гастролировал несколько лет назад под управлением Шарля Дютуа.Эстонский дирижер Пааво Ярви возглавил Симфонический оркестр NHK с осени 2016 года и так отзывается о нем: «Оркестр NHK высоко почитают во всем мире. Музыкан- ты в этом оркестре любят играть немецкую романтическую музыку. И это во многом благодаря заслугам той блестящей плеяды дирижеров, которые в разное время с ним сотрудничали: от Герберта фон Караяна и Карла Бёма до Отмара Суитнера и Вольфганга Заваллиша. До сих пор мало кому из азиатских оркестров удаются исполнения австро- немецкой музыки XIX века: симфоний Брукнера, Малера, Брамса. Звук оркестра NHK романтичен, восходит к великим традициям XIX века».

Выступление Симфонического оркестра NHK в концертном зале «Эстония» откры- ло произведение Тору Такэмицу «Как медленный ветер» (How Slow the Wind). Замысел медитативного произведения Такэмицу вдохновлен лирикой американской поэтессы Эмили Дикинсон. Непрерывное музыкальное развитие вращается вокруг мотива из семи нот, образуя, по словам композитора, «повторяющийся цикл, подобный волнам или ветру». Наряду с японским колоритом, очевидным в музыке Такэмицу, возникало немало импрессионистских ассоциаций с творчеством Клода Дебюсси: мерцающие звучания, прозрачность гармоний и тембров. Пааво Ярви был предельно аскетичен за пультом, предоставляя оркестру естествен- ную свободу самовыражения.

Элегантность и сбалансированность исполнительской манеры в сочетании с активной творческой позицией свойственны хрупкой аргентинской виолончелистке с русскофранцузскими корнями Соль Габетте. В Таллине Соль Габетта исполнила вместе с оркестром NHK под управлением Пааво Ярви Концерт для виолончели с оркестром Роберта Шума- на. Это сочинение уже давно в ее репертуаре. Соль Габетта тонко чувствует национальный колорит романтической поэзии Шумана. Сдержанная игра виолончелистки изящно сочеталась с деликатным аккомпанементом оркестра. Эстонская публика долго не хотела отпускать прелестную виолончелистку со сцены. В зале на концерте присутствовал известный латвийский композитор Петерис Васкс. Один из своих любимых бисов — Dolcissimo из «Книги для виолончели соло» (1978) Васкса — Соль Габетта часто исполняет в своих концертах. Эта тихая инструментальная молитва, во время которой музыка будто замолкает. Лучезарный голос Соль Габетты (по замыслу ком- позитора исполнитель поет во время игры) парил на фоне нежного бархатистого вибрато ее виолончели.

Программу вечера завершила монументальная Седьмая симфония ми мажор Антона Брукнера (ред. Л. Новака, 1883–1885). Пааво Ярви увлек своей кипучей энергией оркестр, его отчетливый дирижерский ри- сунок легко воспринимался музыкантами, чутко реагирующими на каждый его жест. Маэстро предельно свободен в интерпрета- ции и владеет особым секретом отношения к темповой драматургии сочинения. Брукнер Пааво Ярви звучит дерзновенно, во всем бо- гатстве красок и интонаций.

Воодушевленные слушатели горячо приветствовали японских музыкантов, много- кратно вызывая Пааво Ярви снова к дирижерскому подиуму. На бис был исполнен «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, из музыки финского композитора к драме Арвида Ярнефельта.

Comments

Popular Posts