Российский национальный оркестр завершил свой концертный сезон с Пааво Ярви
http://www.classicalmusicnews.ru/
Виктор
Александров
17/06/2015
Выступлением знаменитого эстонского дирижера
Пааво Ярви на сцене Большого зала московской консерватории завершился очередной
сезон Российского национального оркестра, который как обычно был очень
интересным и насыщенным на самого разного рода программы.
Пааво Ярви – старший сын патриарха эстонской
дирижерской школы Неэме Ярви, один из самых востребованных музыкантов
современности, обладатель множества почетных званий и наград, в том числе
премии «Грэмми». Сегодня он возглавляет Парижский симфонический оркестр и
Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена. С сезона 2015/2016 Пааво
Ярви займет пост главного дирижера Симфонического оркестра NHK (Токио, Япония).
С коллективом Михаила Плетнева у Пааво Ярви
сложились очень теплые и дружеские творческие отношения. Эстонский маэстро не
впервые дирижирует Российским национальным оркестром, каждый раз предлагая
публике весьма разноплановую и очень яркую концертную программу. На лейбле
«PentaTone Classics» не так давно вышла запись Седьмой «Ленинградской» симфонии
Дмитрия Шостаковича. Пааво Ярви записал ее с Российским национальным оркестром
год назад в Большом зале консерватории.
И вот снова дирижер на легендарной сцене
российской столицы. В фокусе внимания нынешнего концертного вечера – музыка
эстонских, французских и немецких композиторов. Следуя неизменной традиции
выступлений с любыми оркестрами мира, Пааво Ярви всегда включает в свои
концерты произведения современных эстонских композиторов, тем самым знакомя
публику с музыкой своей страны.
Еще в прошлые свои приезды Ярви дирижировал
сочинения Арво Пярта и Эркки-Свена Тююра. На сей раз прозвучала композиция Тыну
Кырвитса «Певший с ветром».
Мировая премьера этой симфонической партитуры
состоялась в Концертном зале «Эстония» в январе 2007 года. Ее исполнил Северный
симфонический оркестр (Nordic Symphony Orchestra) под управлением Ану Тали. В
октябре 2011 года состоялась британская премьера, в которой участвовал оркестр
Би-би-си во главе с Неэме Ярви.
Тыну Кырвитса впечатлила природная стихия –
всевозможные порывы ветра, хаотичные движения которого способны порождать
тончайшие и изменчивые композиции, число которых неисчерпаемо (такой взгляд
близок к трактовке образа моря у Клода Дебюсси). Эти три симфонических эскиза
французского импрессиониста продолжили программу концерта.
В пантеистической интерпретации Пааво Ярви
музыка «Моря» Клода Дебюсси воспринималась как гимн всему живому на земле,
настолько органичны и естественны были сплетения ажурных музыкальных фраз,
тончайшая нюансировка и роскошная тембровая палитра Российского национального
оркестра.
Вторая симфония Иоганнеса Брамса, завершившая
концерт, поразила своей монументальностью и внушительным размахом. Пааво Ярви
добился от оркестра предельной сыгранности, безупречного ощущения формы и
ансамблевой дисциплины.
Пааво Ярви:
«Мне было очень приятно сотрудничать с
музыкантами Российского национального оркестра. Это действительно очень
мобильный коллектив со своими исполнительскими традициями. В этот раз совсем
иная, не совсем обычная программа для меня. Мне хотелось открыть российской
публике имя молодого современного эстонского композитора Тыну Кырвитса. Как и
«Море» Дебюсси «Певший с ветром» Кырвитса это не только музыка о море и водной
стихии, но и такая импрессионистская звукопись, воплощение явлений природы.
У нас в Эстонии очень красивая и величественная
природа, которая очень связана с мифологическим прошлым страны. В партитуре
Кырвитса преобладает множество красок и таинственных звучностей, все это было
слышно в игре музыкантов Российского национального оркестра. Мне кажется, они
поймали настроение произведения и прониклись музыкой Кырвитса.
Ну а завершит наш концерт Вторая симфония
Брамса. С моим Немецким камерным оркестром Бремена мы сейчас записываем цикл
симфоний немецкого композитора (1 и 2 июля исполним его в Концертном зале
Мариинского театра на фестивале Валерия Гергиева «Звезды белых ночей»).
В России я раньше еще никогда не дирижировал
симфонии Брамса, поэтому мне очень интересно как воспримет публика нашу
трактовку Второй симфонии. Для меня это новый и очень существенный шаг в
открытии с российскими музыкантами немецкого романтического репертуара.
Традиции исполнения австро-немецкой
симфонической музыки сейчас очень сильно меняются, причем не только в
России, но и во всем мире.
Главное – естественное звучание музыки Брамса,
чтобы были понятны ее первоистоки. Не нужно воспринимать его произведения ушами
Вагнера. Мне кажется, что в запасе есть еще пару лет до того момента, когда
музыканты будут себя хорошо чувствовать в более классическом прочтении музыки
Брамса. Такой процесс очень увлекательный и необходимый».
Comments