Российский национальный оркестр завершил свой концертный сезон с Пааво Ярви

http://www.classicalmusicnews.ru/
Виктор Александров
17/06/2015

Выступлением знаменитого эстонского дирижера Пааво Ярви на сцене Большого зала московской консерватории завершился очередной сезон Российского национального оркестра, который как обычно был очень интересным и насыщенным на самого разного рода программы.

Пааво Ярви – старший сын патриарха эстонской дирижерской школы Неэме Ярви, один из самых востребованных музыкантов современности, обладатель множества почетных званий и наград, в том числе премии «Грэмми». Сегодня он возглавляет Парижский симфонический оркестр и Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена. С сезона 2015/2016 Пааво Ярви займет пост главного дирижера Симфонического оркестра NHK (Токио, Япония).

С коллективом Михаила Плетнева у Пааво Ярви сложились очень теплые и дружеские творческие отношения. Эстонский маэстро не впервые дирижирует Российским национальным оркестром, каждый раз предлагая публике весьма разноплановую и очень яркую концертную программу. На лейбле «PentaTone Classics» не так давно вышла запись Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Пааво Ярви записал ее с Российским национальным оркестром год назад в Большом зале консерватории.

И вот снова дирижер на легендарной сцене российской столицы. В фокусе внимания нынешнего концертного вечера – музыка эстонских, французских и немецких композиторов. Следуя неизменной традиции выступлений с любыми оркестрами мира, Пааво Ярви всегда включает в свои концерты произведения современных эстонских композиторов, тем самым знакомя публику с музыкой своей страны.

Еще в прошлые свои приезды Ярви дирижировал сочинения Арво Пярта и Эркки-Свена Тююра. На сей раз прозвучала композиция Тыну Кырвитса «Певший с ветром».

Мировая премьера этой симфонической партитуры состоялась в Концертном зале «Эстония» в январе 2007 года. Ее исполнил Северный симфонический оркестр (Nordic Symphony Orchestra) под управлением Ану Тали. В октябре 2011 года состоялась британская премьера, в которой участвовал оркестр Би-би-си во главе с Неэме Ярви.

Тыну Кырвитса впечатлила природная стихия – всевозможные порывы ветра, хаотичные движения которого способны порождать тончайшие и изменчивые композиции, число которых неисчерпаемо (такой взгляд близок к трактовке образа моря у Клода Дебюсси). Эти три симфонических эскиза французского импрессиониста продолжили программу концерта.

В пантеистической интерпретации Пааво Ярви музыка «Моря» Клода Дебюсси воспринималась как гимн всему живому на земле, настолько органичны и естественны были сплетения ажурных музыкальных фраз, тончайшая нюансировка и роскошная тембровая палитра Российского национального оркестра.

Вторая симфония Иоганнеса Брамса, завершившая концерт, поразила своей монументальностью и внушительным размахом. Пааво Ярви добился от оркестра предельной сыгранности, безупречного ощущения формы и ансамблевой дисциплины.

Пааво Ярви:

«Мне было очень приятно сотрудничать с музыкантами Российского национального оркестра. Это действительно очень мобильный коллектив со своими исполнительскими традициями. В этот раз совсем иная, не совсем обычная программа для меня. Мне хотелось открыть российской публике имя молодого современного эстонского композитора Тыну Кырвитса. Как и «Море» Дебюсси «Певший с ветром» Кырвитса это не только музыка о море и водной стихии, но и такая импрессионистская звукопись, воплощение явлений природы.

У нас в Эстонии очень красивая и величественная природа, которая очень связана с мифологическим прошлым страны. В партитуре Кырвитса преобладает множество красок и таинственных звучностей, все это было слышно в игре музыкантов Российского национального оркестра. Мне кажется, они поймали настроение произведения и прониклись музыкой Кырвитса.

Ну а завершит наш концерт Вторая симфония Брамса. С моим Немецким камерным оркестром Бремена мы сейчас записываем цикл симфоний немецкого композитора (1 и 2 июля исполним его в Концертном зале Мариинского театра на фестивале Валерия Гергиева «Звезды белых ночей»).

В России я раньше еще никогда не дирижировал симфонии Брамса, поэтому мне очень интересно как воспримет публика нашу трактовку Второй симфонии. Для меня это новый и очень существенный шаг в открытии с российскими музыкантами немецкого романтического репертуара. Традиции исполнения австро-немецкой  симфонической музыки сейчас очень сильно меняются, причем не только в России, но и во всем мире.

Главное – естественное звучание музыки Брамса, чтобы были понятны ее первоистоки. Не нужно воспринимать его произведения ушами Вагнера. Мне кажется, что в запасе есть еще пару лет до того момента, когда музыканты будут себя хорошо чувствовать в более классическом прочтении музыки Брамса. Такой процесс очень увлекательный и необходимый».



Comments

Popular Posts