Пааво Ярви: «Классическая музыка должна нести на своих крыльях любовь и мир в каждую семью»

www.classicalmusicnews.ru
5/08/2015
Виктор Александров

Пятый международный фестиваль Ярви в эстонском городке  Пярну собрал тысячи любителей классической музыки.

Музыкальная жизнь балтийского региона в летний период особенно богата на культурные события. Пользующийся успехом и вниманием оркестровый марафон Ярви на юго-западе Эстонии каждое лето привлекает туристов со всех уголков земного шара. События фестиваля происходят во второй декаде июля в Пярну –  замечательном по красоте и инфраструктуре курортном городке Эстонии.

Еще в 70-х годах прошлого столетия знаменитый скрипач Давид Ойстрах задумал провести на берегах Балтии небольшой музыкальный фестиваль, в дальнейшем ставший брендом музыкальной Эстонии. И, хотя в наши дни, история фестиваля осталась уже в далеком прошлом, летняя музыкальная жизнь Пярну бьет неиссякаемым ключом.


Сегодня фестивальную эстафету успешно продолжает именитая династия артистов, главой которой является патриарх современной дирижерской школы Неэме Ярви.

Нэеме Ярви:

«Пярну стал очень современнным интернациональным городом. Сюда приезжают люди разных национальностей. Фестивальная жизнь необходима городу, пляжный отдых должен сочетаться  с культурным досугом. На концертах нашего фестиваля мы видим уже сложившуюся и дорогую нам публику. Люди испытывают наслаждение и восторг от того, что мы делаем. Ну а мы – исполнители всегда учитываем пройденные этапы концертов и уверенно смотрим вперед, что нам предстоит сделать в следующий раз.

Образовательные проекты летней Академии в Пярну очень полезны молодым дирижерам, которым мы даем шанс максимально проявить себя в концертах со сводным симфоническим оркестром. Я, мой старший сын Пааво, а также дирижер Леонид Грин проводим немало времени с академистами и на концертах, и на репетициях. Я уверен, что каждый из них получает колоссальный опыт в профессии».

Художественный руководитель фестиваля – старший сын Неэме Ярви, выдающийся дирижер современности Пааво Ярви. Ежегодно в Пярну съезжаются музыканты из разных стран мира, чтобы вместе объединиться для участия в Фестивальном оркестре. Помимо эстонских исполнителей, в этом уникальном коллективе играют музыканты из лучших коллективов Европы, включая оркестры Германии и Франции, с которыми регулярно сотрудничает Пааво Ярви. Отрадно было видеть здесь и нашего соотечественника – трубача Владислава Лаврика, солиста Российского национального оркестра.

                                                         Пааво Ярви

– Пааво, в этом году фестиваль в Пярну отметил свой первый юбилей. Что изменилось за пять лет существования этого крупнейшего музыкального форума? Насколько он стал востребован в Эстонии

– Каждый год что-то меняется, именно поэтому меня особенно привлекает формат данного фестиваля с его свежими идеями и новыми веяниями. Для нас самое главное – уровень игры солистов и сам процесс музицирования, качество должно быть очень высоким.

Мне нравятся самые разнообразные программы, иногда концерты становятся немножко длиннее по времени, но суть то не в этом. Мы не должны  часто думать про какую-то особую форму, каждый концерт должен становиться подлинным художественным событием. Мы играем с нашими друзьями, творческими партнерами по сцене.

Фестивальный оркестр Пярну – одна большая единая семья, где люди прекрасно общаются друг с другом, и каждый из них безумно любит музыку. У нас продолжает работу фестивальная Академия, в которой молодые дирижеры совершенствуют свое мастерство под руководством выдающихся педагогов. Многие дирижеры в мире уже наслышаны о нашем успешном образовательном проекте. В этом году к участию было подано около 150 заявок. Пятнадцать молодых дирижеров из Кореи, Японии, Великобритании, Америки, России и Эстонии мы пригласили в Пярну, семь активных из них сотрудничали с Молодежным оркестром Академии.

– Да, это действительно настоящая творческая лаборатория и для исполнителей, и для дирижеров. На многих из них Вы обратили свое внимание. Чего сегодня не хватает молодым дирижерам на сцене?

– В искусстве дирижирования самым важным является опыт. Конечно, без таланта дирижером стать невозможно, но и при нем тоже многому следует поучиться.

В Академии занимаются много способных и перспективных ребят, достижение успеха зависит и от степени их образования. Ведь каждого из молодых дирижеров по-разному учили. Существует множество всевозможных философий и школ о том, что вообще представляет собой профессия дирижера. Даже такие элементарные технические вещи, как скажем, ауфтакт, точность следования руки и экспрессивность не всегда становятся понятны молодым дирижерам. Они смотрят множество разных видеозаписей симфонических концертов и все делают немножко по-другому, иногда не задумываясь о конечном приобретенном результате. Ведь наблюдений за мануальной техникой и визуальными моментами недостаточно.

Там ведь еще есть и психологические особенности, в частности то, как правильно необходимо общаться с оркестрантами, прогрессивно заниматься и репетировать. Здесь очень много различных тонкостей и нюансов.

– Большую работу в образовательном процессе Академии проводите и Вы, и Леонид Грин, и Ваш отец (Неэме Ярви). Как это все сочетается?

– У нас одна общая школа, школа Николая Рабиновича. Это был один из корифеев ленинградской дирижерской школы наряду с Ильей Мусиным. Множество дирижерских секретов папа в свое время раскрыл мне и моему брату Кристиану. Сегодня мы стараемся передать это молодым начинающим дирижерам.

Неэме Ярви


– В каждой из концертных программ фестиваля, Вы не минуете музыку эстонских композиторов.  Героями этого года стали Арво Пярт и Эдуард Тубин… 

– Арво Пярт – наш знаменитый композитор, я желаю ему крепкого здоровья и создания новой музыки. В сентябре ему исполнится 80 лет. В Пярну я продирижировал впервые в своей жизни два недавних значительных сочинения Пярта для оркестра: «La Sindone» и «Swansong». Последняя из вещей очень романтична и необычна для творчества самого композитора. Отрадно было работать на репетициях с самим автором, прислушиваться к его мыслям и замечаниям.

Творческое наследие Эдуарда Тубина тоже должно быть как можно шире доступно музыкальной общественности во всем мире. На фестивале в Пярну прозвучала Шестая симфония и Первый скрипичный концерт. Сольную партию превосходно исполнил известный французский скрипач Николя Дотрикур. И еще один сюрприз мы приготовили для публики  – это короткая, эффектная пьеса эстонского композитора Лепо Сумера – вальс «Весенняя муха». Несмотря на что, с нами вот уже несколько лет нет рядом этого автора, я вспоминаю свои встречи и дружбу с ним. В этом году у Лепо Сумера тоже был бы юбилей.

 – Скажите, а как музыканты Фестивального оркестра осваивают новые для них произведения? В частности, каким для них открылся мир музыки Дмитрия Шостаковича? Девятую симфонию Вы ведь дирижируете с этим коллективом впервые?

– Во-первых, я повторюсь, Фестивальный оркестр Пярну состоит из очень талантливых виртуозных музыкантов и каждый из них превосходный солист. Они очень любят свое дело.

Я часто думал и задавал себе вопрос, почему музыка Шостаковича за рубежом (в Великобритании, Германии, Франции, или в США) пользуется таким бешеным успехом? Что-то в его музыке есть такое универсальное и доступное многим. Шостакович отразил в своих сочинениях картину советского времени, суровую атмосферу сталинского террора. В ряде симфоний этого невозможно не заметить, равно как и в Девятой, выбранной нами специально для заключительного концерта, тоже много едкого сарказма и горькой иронии. Шостакович преодолевал зло и тиранию своей гениальной музыкой, он все это зашифровал в нотах.

Сегодня не надо бояться откровенных настроений, необходимо как можно глубже и острее постигать суть его сочинений. В каждой из частей той же Девятой симфонии (соч. 1945 года) есть много исповедальных откровений, к примеру, соло фагота в 4-й части – мелодия необычайной красоты и внутренней силы.

К сожалению, большинство западных оркестров играют симфонии Шостаковича красиво и эстетично. Безусловно,  многое зависит от дирижера и его интерпретации. Но здесь следует обращать внимание на динамику и контрасты, а также на драматургию частей цикла. Есть же такие моменты, когда нужно играть нарочито грубо, не пугаясь физического отображения сталинской «машины», того вопиющего зла в самом, что ни на есть обнаженном виде. Оркестр тогда почувствует и проникнется такой внушительной атмосферой страха. В Пярну мы достигли подобного эффекта, музыканты быстро поняли, о чем писал Шостакович, и как эти настроения можно было максимально приблизить к той страшной действительности.

– Пааво, в каждом из фестивалей у Вас уже сложилась добрая традиция приглашать новых именитых солистов, незнакомых еще эстонской публике. В прошлые годы это были: Хилари Хан, Стивен Иссерлис, а в этот раз замечательная грузинская пианистка Катя Буниатишвили. Почему выбрали именно ее?

– Мы с Катей уже неоднократно выступали вместе и даже записали альбом фортепианных концертов Фредерика Шопена с оркестром де Пари.

                                                    Пааво Ярви и Катя Буниатишвили после концерта в Пярну

Я лично очень неравнодушен к ее творчеству и самобытной манере игры. В каждое из исполняемых произведений Катя вдыхает новую жизнь, произведение словно обретает свое второе рождение. Мне она очень близка по духу и как пианистка, и как человек. Ее интерпретации всегда свежи и оригинальны, там никогда не наблюдаешь каких-то клише, или формальностей, чем, увы, сегодня грешат многие молодые пианисты. Ее необыкновенная гибкость рук, техническая свобода и коммуникация в общении просто восхищают.

Я всегда люблю быть рядом с Катей на сцене, впереди нам предстоит осуществить еще немало новых совместных творческих проектов с разными оркестрами мира. И даже тот факт, что Катя по национальности грузинка тоже очень для нас ценен. Ведь, эстонцев и грузин роднят общие судьбы.

– География концертов фестиваля с каждым годом все больше расширяется. В этом году добавились Тарту и Нарва…

– Да,  в Тарту из Пярну отправился голландский оркестр «Philips», где выступил с академистами и моим отцом на закрытии фестиваля Пеэтера Вяхи «Glasperlenspiel» («Игра в бисер»). Важно продолжать устраивать подобные культурные мероприятия не только в Пярну, но и в других уголках страны. Ведь есть люди, для которых встреча с классической музыкой может произойти впервые в формате такого обширного фестиваля.

Нарва – один из тех крупных центров Эстонии, где проживает очень большая часть русского населения. Для нас это важная и необходимая миссия. Классическая музыка должна нести на своих крыльях любовь и мир в каждую семью, чтобы люди жили дружно и сплоченно, тогда и гармония станет нашим верным союзником жизни. Без нее мир смотрится тусклым и унылым.

Большая часть событий фестиваля Ярви происходила на сцене Концертхауса Пярну. Камерные программы были представлены вниманию публики в лютеранской церкви Святой Елизаветы. Традиционный детский концерт с участием талантливых детей семейства Ярви в этом году провели в конференц-зале отеля Тервис.

В числе зарубежных гостей фестиваля Ярви стали: симфонический оркестр «Philips» (Нидерланды), «Шуман квартет» (Германия), а также солисты: Николя Дотрикур (скрипка, Франция) и Катя Буниатишвили (фортепиано, Грузия).

Катя Буниатишвили:

«Впервые об этом фестивале я узнала от Пааво. Меня восхитила такая оптимистичная среда музыкантов, их незаурядная энергетика. Пааво Ярви – очень чуткий и внимательный дирижер, он способен чувствовать эмоциональные изменения в интерпретации самых разных произведений, в подходе к тому человеку, который солирует в данный момент с ним.

В Пярну я играю Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена, одно из самых моих любимых произведений. В этом концерте очень яркая эмоциональная образная палитра красок и настроений. Я никогда не включаю в программы своих выступлений те сочинения, которые при очередном исполнении не идут от моего сердца. Все те произведения, которые играю, я очень люблю.

Катя Буниатишвили



У пианистов ведь очень огромный репертуар, все в жизни сыграть невозможно, поэтому я не люблю расходовать время на те вещи, которые мне, правда, не интересны. Каждая нота исполняемого мной произведения драгоценна, вместе они отражают состояние души сегодняшнего дня, который мгновенно проходит. Я даже иногда и не осознаю это, такие мгновения жизни на сцене просто невозможно забыть.

А еще меня очень вдохновила эстонская публика, которая так нюансированно чувствует все те эмоции, которые я отдаю залу. Мне это передавалось. Эти сенситивные люди были все время со мной и сопереживали каждой моей мысли. Я очень ценю такие моменты сотворчества».

На фестивале не обошлось и без премьер, среди которых произведение современного эстонского композитора Пеэтера Вяхи «Воспоминание юности» для флейты, виолончели и камерного оркестра. Оно было создано по заказу фестиваля Ойстраха, но долгое время так почему-то и не исполнялось. И вот как-то Неэме Ярви узнал об этом сочинении Вяхи и предложил ему включить его сочинение в программу фестиваля, тем более, что солистами выступили Маарика и Теэт Ярви. Гармоничный ансамбль музыкантов естественно сочетался с искусным аккомпанементом Молодежного оркестра Академии под чутким руководством Неэме Ярви.

И все же, кульминацией пярнусского праздника музыки стал приезд Арво Пярта. Оба его оркестровых сочинения – «La Sindone» (2005 г.) и «Swansong» (2014 г.), о которых уже упоминалось в интервью с Пааво Ярви, поразили публику своим грандиозным размахом и медитативной статикой.

Результатом такой кропотливой работы стали продолжительные репетиции с участием самого композитора. Сколько же мыслей и нюансов касаемо сочинений долго обсуждали Арво Пярт и Пааво Ярви. Фестивальный оркестр внимал идеям дирижера и композитора, демонстрируя  высочайший художественный уровень исполнения и творческих устремлений. На концерте публика устроила продолжительные овации и несколько раз вызывала Арво Пярта на сцену.


Арво Пярт и Пааво Ярви на репетиции
Отмечу, что в сентябре в Таллине, Тарту, Раквере, а также родном городе композитора Пайде состоится монографический фестиваль «Дни Арво Пярта», приуроченный к 80-летию автора.

Наряду с Вроцлавским филармоническим оркестром (Польша) в Таллине выступят ведущие музыкальные коллективы города: камерный хор Эстонской филармонии, Эстонский государственный симфонический оркестр, хор девушек «Эллерхейн», Эстонский национальный мужской хор, ансамбль «Vox Clamantis». Дирижеры – Тыну Кальюсте, Пол Хиллер, Ристо Йоост, Яан-Эйк Тульве и Эндрик Юксвярав. Публика услышит все симфонии Арво Пярта и его самое последнее произведение для оркестра 2014 года – «Swansong. Littlemore Tractus».

Ну а Пааво Ярви тем временем проведет юбилейные концерты Арво Пярта в Париже. На сцене зала новой филармонии французской столицы  оркестр де Пари исполнит избранные сочинения композитора разных лет.

VI международный музыкальный фестиваль и академия Ярви в Пярну состоятся спустя год и обещают стать еще одной яркой и незабываемой страницей  музыкальной жизни Эстонии.

Article from : Виктор Александров, Пярну (Эстония), ClassicalMusicNews.ru 







Comments

Popular Posts