Пааво Ярви: «Классическая музыка должна нести на своих крыльях любовь и мир в каждую семью»
www.classicalmusicnews.ru
5/08/2015
Виктор Александров
Пятый международный фестиваль Ярви в эстонском городке Пярну собрал тысячи любителей классической
музыки.
Музыкальная жизнь балтийского региона в летний период
особенно богата на культурные события. Пользующийся успехом и вниманием
оркестровый марафон Ярви на юго-западе Эстонии каждое лето привлекает туристов
со всех уголков земного шара. События фестиваля происходят во второй декаде
июля в Пярну – замечательном по красоте
и инфраструктуре курортном городке Эстонии.
Еще в 70-х годах прошлого столетия знаменитый скрипач Давид
Ойстрах задумал провести на берегах Балтии небольшой музыкальный фестиваль, в
дальнейшем ставший брендом музыкальной Эстонии. И, хотя в наши дни, история
фестиваля осталась уже в далеком прошлом, летняя музыкальная жизнь Пярну бьет
неиссякаемым ключом.
Сегодня фестивальную эстафету успешно продолжает именитая
династия артистов, главой которой является патриарх современной дирижерской
школы Неэме Ярви.
Нэеме Ярви:
«Пярну стал очень современнным интернациональным городом. Сюда
приезжают люди разных национальностей. Фестивальная жизнь необходима городу,
пляжный отдых должен сочетаться с
культурным досугом. На концертах нашего фестиваля мы видим уже сложившуюся и
дорогую нам публику. Люди испытывают наслаждение и восторг от того, что мы
делаем. Ну а мы – исполнители всегда учитываем пройденные этапы концертов и
уверенно смотрим вперед, что нам предстоит сделать в следующий раз.
Образовательные проекты летней Академии в Пярну очень
полезны молодым дирижерам, которым мы даем шанс максимально проявить себя в
концертах со сводным симфоническим оркестром. Я, мой старший сын Пааво, а также
дирижер Леонид Грин проводим немало времени с академистами и на концертах, и на
репетициях. Я уверен, что каждый из них получает колоссальный опыт в
профессии».
Художественный руководитель фестиваля – старший сын Неэме
Ярви, выдающийся дирижер современности Пааво Ярви. Ежегодно в Пярну съезжаются
музыканты из разных стран мира, чтобы вместе объединиться для участия в
Фестивальном оркестре. Помимо эстонских исполнителей, в этом уникальном
коллективе играют музыканты из лучших коллективов Европы, включая оркестры
Германии и Франции, с которыми регулярно сотрудничает Пааво Ярви. Отрадно было
видеть здесь и нашего соотечественника – трубача Владислава Лаврика, солиста Российского
национального оркестра.
Пааво Ярви
– Пааво, в
этом году фестиваль в Пярну отметил свой первый юбилей. Что изменилось за пять
лет существования этого крупнейшего музыкального форума? Насколько он стал
востребован в Эстонии
– Каждый
год что-то меняется, именно поэтому меня особенно привлекает формат данного
фестиваля с его свежими идеями и новыми веяниями. Для нас самое главное –
уровень игры солистов и сам процесс музицирования, качество должно быть очень
высоким.
Мне
нравятся самые разнообразные программы, иногда концерты становятся немножко
длиннее по времени, но суть то не в этом. Мы не должны часто думать про какую-то особую форму,
каждый концерт должен становиться подлинным художественным событием. Мы играем
с нашими друзьями, творческими партнерами по сцене.
Фестивальный
оркестр Пярну – одна большая единая семья, где люди прекрасно общаются друг с
другом, и каждый из них безумно любит музыку. У нас продолжает работу
фестивальная Академия, в которой молодые дирижеры совершенствуют свое
мастерство под руководством выдающихся педагогов. Многие дирижеры в мире уже наслышаны
о нашем успешном образовательном проекте. В этом году к участию было подано
около 150 заявок. Пятнадцать молодых дирижеров из Кореи, Японии,
Великобритании, Америки, России и Эстонии мы пригласили в Пярну, семь активных
из них сотрудничали с Молодежным оркестром Академии.
– Да, это
действительно настоящая творческая лаборатория и для исполнителей, и для
дирижеров. На многих из них Вы обратили свое внимание. Чего сегодня не хватает
молодым дирижерам на сцене?
– В
искусстве дирижирования самым важным является опыт. Конечно, без таланта
дирижером стать невозможно, но и при нем тоже многому следует поучиться.
В Академии
занимаются много способных и перспективных ребят, достижение успеха зависит и
от степени их образования. Ведь каждого из молодых дирижеров по-разному учили.
Существует множество всевозможных философий и школ о том, что вообще
представляет собой профессия дирижера. Даже такие элементарные технические
вещи, как скажем, ауфтакт, точность следования руки и экспрессивность не всегда
становятся понятны молодым дирижерам. Они смотрят множество разных видеозаписей
симфонических концертов и все делают немножко по-другому, иногда не задумываясь
о конечном приобретенном результате. Ведь наблюдений за мануальной техникой и
визуальными моментами недостаточно.
Там ведь
еще есть и психологические особенности, в частности то, как правильно
необходимо общаться с оркестрантами, прогрессивно заниматься и репетировать.
Здесь очень много различных тонкостей и нюансов.
– Большую
работу в образовательном процессе Академии проводите и Вы, и Леонид Грин, и Ваш
отец (Неэме Ярви). Как это все сочетается?
– У нас
одна общая школа, школа Николая Рабиновича. Это был один из корифеев
ленинградской дирижерской школы наряду с Ильей Мусиным. Множество дирижерских
секретов папа в свое время раскрыл мне и моему брату Кристиану. Сегодня мы
стараемся передать это молодым начинающим дирижерам.
Неэме Ярви
– В каждой из концертных программ фестиваля, Вы не минуете
музыку эстонских композиторов. Героями
этого года стали Арво Пярт и Эдуард Тубин…
– Арво Пярт – наш знаменитый композитор, я желаю ему
крепкого здоровья и создания новой музыки. В сентябре ему исполнится 80 лет. В
Пярну я продирижировал впервые в своей жизни два недавних значительных
сочинения Пярта для оркестра: «La Sindone» и «Swansong». Последняя из вещей
очень романтична и необычна для творчества самого композитора. Отрадно было
работать на репетициях с самим автором, прислушиваться к его мыслям и
замечаниям.
Творческое наследие Эдуарда Тубина тоже должно быть как
можно шире доступно музыкальной общественности во всем мире. На фестивале в
Пярну прозвучала Шестая симфония и Первый скрипичный концерт. Сольную партию
превосходно исполнил известный французский скрипач Николя Дотрикур. И еще один
сюрприз мы приготовили для публики – это
короткая, эффектная пьеса эстонского композитора Лепо Сумера – вальс «Весенняя
муха». Несмотря на что, с нами вот уже несколько лет нет рядом этого автора, я
вспоминаю свои встречи и дружбу с ним. В этом году у Лепо Сумера тоже был бы
юбилей.
– Скажите, а как
музыканты Фестивального оркестра осваивают новые для них произведения? В
частности, каким для них открылся мир музыки Дмитрия Шостаковича? Девятую
симфонию Вы ведь дирижируете с этим коллективом впервые?
– Во-первых, я повторюсь, Фестивальный оркестр Пярну состоит
из очень талантливых виртуозных музыкантов и каждый из них превосходный солист.
Они очень любят свое дело.
Я часто думал и задавал себе вопрос, почему музыка
Шостаковича за рубежом (в Великобритании, Германии, Франции, или в США)
пользуется таким бешеным успехом? Что-то в его музыке есть такое универсальное
и доступное многим. Шостакович отразил в своих сочинениях картину советского
времени, суровую атмосферу сталинского террора. В ряде симфоний этого
невозможно не заметить, равно как и в Девятой, выбранной нами специально для
заключительного концерта, тоже много едкого сарказма и горькой иронии.
Шостакович преодолевал зло и тиранию своей гениальной музыкой, он все это
зашифровал в нотах.
Сегодня не надо бояться откровенных настроений, необходимо
как можно глубже и острее постигать суть его сочинений. В каждой из частей той
же Девятой симфонии (соч. 1945 года) есть много исповедальных откровений, к
примеру, соло фагота в 4-й части – мелодия необычайной красоты и внутренней
силы.
К сожалению, большинство западных оркестров играют симфонии
Шостаковича красиво и эстетично. Безусловно,
многое зависит от дирижера и его интерпретации. Но здесь следует
обращать внимание на динамику и контрасты, а также на драматургию частей цикла.
Есть же такие моменты, когда нужно играть нарочито грубо, не пугаясь
физического отображения сталинской «машины», того вопиющего зла в самом, что ни
на есть обнаженном виде. Оркестр тогда почувствует и проникнется такой
внушительной атмосферой страха. В Пярну мы достигли подобного эффекта,
музыканты быстро поняли, о чем писал Шостакович, и как эти настроения можно
было максимально приблизить к той страшной действительности.
– Пааво, в каждом из фестивалей у Вас уже сложилась добрая
традиция приглашать новых именитых солистов, незнакомых еще эстонской публике.
В прошлые годы это были: Хилари Хан, Стивен Иссерлис, а в этот раз
замечательная грузинская пианистка Катя Буниатишвили. Почему выбрали именно ее?
– Мы с Катей уже неоднократно выступали вместе и даже
записали альбом фортепианных концертов Фредерика Шопена с оркестром де Пари.
Пааво Ярви и Катя Буниатишвили
после концерта в Пярну
Я лично очень неравнодушен к ее
творчеству и самобытной манере игры. В каждое из исполняемых произведений Катя
вдыхает новую жизнь, произведение словно обретает свое второе рождение. Мне она
очень близка по духу и как пианистка, и как человек. Ее интерпретации всегда
свежи и оригинальны, там никогда не наблюдаешь каких-то клише, или
формальностей, чем, увы, сегодня грешат многие молодые пианисты. Ее
необыкновенная гибкость рук, техническая свобода и коммуникация в общении
просто восхищают.
Я всегда люблю быть рядом с Катей
на сцене, впереди нам предстоит осуществить еще немало новых совместных
творческих проектов с разными оркестрами мира. И даже тот факт, что Катя по
национальности грузинка тоже очень для нас ценен. Ведь, эстонцев и грузин
роднят общие судьбы.
– География концертов фестиваля с
каждым годом все больше расширяется. В этом году добавились Тарту и Нарва…
– Да, в Тарту из Пярну отправился голландский
оркестр «Philips», где выступил с академистами и моим отцом на закрытии
фестиваля Пеэтера Вяхи «Glasperlenspiel» («Игра в бисер»). Важно продолжать
устраивать подобные культурные мероприятия не только в Пярну, но и в других
уголках страны. Ведь есть люди, для которых встреча с классической музыкой
может произойти впервые в формате такого обширного фестиваля.
Нарва – один из тех крупных
центров Эстонии, где проживает очень большая часть русского населения. Для нас
это важная и необходимая миссия. Классическая музыка должна нести на своих
крыльях любовь и мир в каждую семью, чтобы люди жили дружно и сплоченно, тогда
и гармония станет нашим верным союзником жизни. Без нее мир смотрится тусклым и
унылым.
Большая часть событий фестиваля
Ярви происходила на сцене Концертхауса Пярну. Камерные программы были
представлены вниманию публики в лютеранской церкви Святой Елизаветы.
Традиционный детский концерт с участием талантливых детей семейства Ярви в этом
году провели в конференц-зале отеля Тервис.
В числе зарубежных гостей
фестиваля Ярви стали: симфонический оркестр «Philips» (Нидерланды), «Шуман
квартет» (Германия), а также солисты: Николя Дотрикур (скрипка, Франция) и Катя
Буниатишвили (фортепиано, Грузия).
Катя Буниатишвили:
«Впервые об этом фестивале я
узнала от Пааво. Меня восхитила такая оптимистичная среда музыкантов, их
незаурядная энергетика. Пааво Ярви – очень чуткий и внимательный дирижер, он
способен чувствовать эмоциональные изменения в интерпретации самых разных
произведений, в подходе к тому человеку, который солирует в данный момент с
ним.
В Пярну я играю Третий концерт
для фортепиано с оркестром Бетховена, одно из самых моих любимых произведений.
В этом концерте очень яркая эмоциональная образная палитра красок и настроений.
Я никогда не включаю в программы своих выступлений те сочинения, которые при
очередном исполнении не идут от моего сердца. Все те произведения, которые
играю, я очень люблю.
Катя Буниатишвили
У пианистов ведь очень огромный
репертуар, все в жизни сыграть невозможно, поэтому я не люблю расходовать время
на те вещи, которые мне, правда, не интересны. Каждая нота исполняемого мной
произведения драгоценна, вместе они отражают состояние души сегодняшнего дня,
который мгновенно проходит. Я даже иногда и не осознаю это, такие мгновения
жизни на сцене просто невозможно забыть.
А еще меня очень вдохновила
эстонская публика, которая так нюансированно чувствует все те эмоции, которые я
отдаю залу. Мне это передавалось. Эти сенситивные люди были все время со мной и
сопереживали каждой моей мысли. Я очень ценю такие моменты сотворчества».
На фестивале не обошлось и без
премьер, среди которых произведение современного эстонского композитора Пеэтера
Вяхи «Воспоминание юности» для флейты, виолончели и камерного оркестра. Оно
было создано по заказу фестиваля Ойстраха, но долгое время так почему-то и не
исполнялось. И вот как-то Неэме Ярви узнал об этом сочинении Вяхи и предложил
ему включить его сочинение в программу фестиваля, тем более, что солистами
выступили Маарика и Теэт Ярви. Гармоничный ансамбль музыкантов естественно
сочетался с искусным аккомпанементом Молодежного оркестра Академии под чутким
руководством Неэме Ярви.
И все же, кульминацией
пярнусского праздника музыки стал приезд Арво Пярта. Оба его оркестровых
сочинения – «La Sindone» (2005 г.) и «Swansong» (2014 г.), о которых уже
упоминалось в интервью с Пааво Ярви, поразили публику своим грандиозным
размахом и медитативной статикой.
Результатом такой кропотливой
работы стали продолжительные репетиции с участием самого композитора. Сколько
же мыслей и нюансов касаемо сочинений долго обсуждали Арво Пярт и Пааво Ярви.
Фестивальный оркестр внимал идеям дирижера и композитора, демонстрируя высочайший художественный уровень исполнения
и творческих устремлений. На концерте публика устроила продолжительные овации и
несколько раз вызывала Арво Пярта на сцену.
Арво Пярт и Пааво Ярви на
репетиции
Отмечу, что в сентябре в Таллине,
Тарту, Раквере, а также родном городе композитора Пайде состоится
монографический фестиваль «Дни Арво Пярта», приуроченный к 80-летию автора.
Наряду с Вроцлавским
филармоническим оркестром (Польша) в Таллине выступят ведущие музыкальные
коллективы города: камерный хор Эстонской филармонии, Эстонский государственный
симфонический оркестр, хор девушек «Эллерхейн», Эстонский национальный мужской
хор, ансамбль «Vox Clamantis». Дирижеры – Тыну Кальюсте, Пол Хиллер, Ристо
Йоост, Яан-Эйк Тульве и Эндрик Юксвярав. Публика услышит все симфонии Арво
Пярта и его самое последнее произведение для оркестра 2014 года – «Swansong.
Littlemore Tractus».
Ну а Пааво Ярви тем временем
проведет юбилейные концерты Арво Пярта в Париже. На сцене зала новой филармонии
французской столицы оркестр де Пари
исполнит избранные сочинения композитора разных лет.
VI международный музыкальный
фестиваль и академия Ярви в Пярну состоятся спустя год и обещают стать еще
одной яркой и незабываемой страницей
музыкальной жизни Эстонии.
Article from : Виктор Александров, Пярну
(Эстония), ClassicalMusicNews.ru
Comments