Пааво Ярви выступил с Российским национальным оркестром в Москве

Muzcentrum.ru
Виктор Александров, из Большого зала консерватории специально для радио «Орфей»
23.01.2012

Российский национальный оркестр продолжает серию филармонических концертов на сцене Большого зала консерватории. В один из вечеров за пультом коллектива стоял всемирно известный музыкант, по праву входящий в современную дирижерскую элиту – Пааво Ярви.

Сын известного дирижера Неэме Ярви сегодня востребован едва ли не больше своего знаменитого отца. Пааво Ярви руководит оркестрами во Франкфурте и Бремене, несколько лет назад стал главным дирижером оркестра де Пари, а в прошлом сезоне завершил свой контракт с американским оркестром в Цинцинатти, которому посвятил почти десять лет концертной жизни.

В отличие от Санкт-Петербурга, где Пааво Ярви регулярно бывает с концертами на фестивале «Звезды белых ночей», в Москве маэстро редкий гость. Его предыдущее выступление с Российским национальным оркестром состоялось более десяти лет назад, и вот новая встреча эстонского дирижера с коллективом Михаила Плетнева.

Пааво Ярви: «Я знаю историю этого оркестра и лично самого Михаила Плетнева. В прошлый раз, когда я приезжал в Москву, он как раз был солистом. И что интересно, он играл Второй концерт для фортепиано с оркестром Чайковского (то же сочинение мы играем в этот раз вместе с Денисом Мацуевым). Я два раза в своей жизни дирижировал Российским национальным оркестром и хорошо знаком с его недавними записями, в частности, с интерпретациями Михаила Плетнева избранных симфоний Бетховена»

Пааво Ярви следует четкой логике в выборе репертуара. Практически ни один концерт музыканта не обходится без сочинений скандинавских композиторов. На сей раз москвичам и гостям столицы была предложена оркестровая пьеса эстонского композитора-поставангардиста Эркки-Свен Тююра «Aditus» («Приход») памяти Лепо Сумеры.

Пааво Ярви: «Для меня Тююр один из самых интересных композиторов. Играть эстонскую музыку – для нас это не только пропаганда нашей культуры, но и страны. Нас так учили. Мой отец все время мне говорил: «Надо через музыку и через культуру Эстонию показывать миру». Произведения Эркки-Свен Тююра сейчас уже часто играют в Англии, Америке и Германии. У нас в стране есть хорошие композиторы. Я думаю, что мы не должны слишком бояться реакции публики. Ведь аудитория сейчас гораздо более легко воспринимает новую музыку».

В концерте Российского национального оркестра принял участие всемирно известный пианист, народный артист РоссииДенис Мацуев, которого уже давно связывают узы творческой дружбы с династией Ярви. В сопровождении Российского национального оркестра Денис Мацуев исполнилВторой концерт для фортепиано с оркестром соль мажор П.И.Чайковского. Чувствуется, что играть эту музыку с Пааво Ярви Денису Мацуеву очень комфортно (ведь они неоднократно исполняли Второй концерт Чайковского на гастролях за рубежом). А первое знакомство Дениса с партитурой Концерта состоялось на Дягилевском фестивале в Перми, когда артист играл в партере, а солисты пермского балета танцевали на сцене хореографическую постановку Джорджа Баланчина под названием «Ballet imperial» (одна из сцен как раз положена на музыку Второго концерта Чайковского). В Москве Денис Мацуев исполнил раннюю авторскую редакцию Концерта.

Денис Мацуев: «Вы знаете, этот Концерт многие дирижеры не очень любят по разным причинам. Прежде всего, он очень сложен технически, как и у оркестра, так и у пианиста. Я бы сравнил это произведение Чайковского с Этюдами высшего исполнительского мастерства Ференца Листа. Музыка просто изумительная – она очень красивая, напевная, мелодичная, с блистательным юмором, типичным для Чайковского».

Венцом программы концерта стала Пятая симфония Бетховена. В непривычной, даже дерзновенной трактовке Пааво Ярви Пятая симфония Бетховена предстала величественной фреской. Дирижер разрушил привычные границы восприятия хрестоматийного творения немецкого гения. По словам маэстро, сегодня Бетховен должен звучать новым современным и естественным языком.

Пааво Ярви: «Играть классическую музыку сейчас очень трудно. Нет единого стандарта, как ее исполнять. В далеком прошлом были какие-то понятия, как играются симфонии Бетховена. Сейчас это осталось позади. В настоящее время активно идет процесс так называемого очищения традиций Бетховена. Это очень странно и, я бы сказал, немного грубо звучит, но мы прекрасно знали архивные записи и принципы исполнения. Мы всех слушали. И те симфонии были пониманием и интерпретацией того времени, я говорю о первой половине XX века. Во второй половине прошлого столетия такие люди, как сэр Роджер Норрингтон, Николаус Арнонкур и сэр Джон Элиот Гардинер, стали смотреть в уртекст. Как это игралось во времена самого Бетховена? Почему это так игралось? Как это могло звучать? В данном случае это был, конечно, эксперимент – иметь такой же оркестр, как и у Бетховена. Скажем, не сто человек, а сорок. Это все было очень радикально. Но этот процесс сейчас стал нормой. Если вы посмотрите в уртекст бетховенских симфоний, то увидите: очень много авторских пометок мы не соблюдаем. Достаточно большое количество метрономов, указанных композитором, мы даже близко не принимаем во внимание. Почему так? Да потому лишь, что мы находим для себя стереотипные объяснения: он был глухой, у него метроном не работал. Это все ерунда. Но если внимательно смотришь на эти метрономы, убеждаешься: они абсолютно правильны и логичны, но только время было другое. Бетховен никогда в жизни не слышал Вагнера. А мы все знаем музыку Вагнера. Поэтому интерпретации великих дирижеров прошлого – следствие поствагнерианы. Вся немецкая музыка становилась более медленной, потому что искали глубину, но за счёт темпа и многих классических деталей, что в музыке Бетховена очень важно. В конце концов, мой самый любимый интерпретатор Бетховена – все равно Вильгельм Фуртвенглер. Надо неизменно искать глубину, которая находится под нотами. Мы должны предельно уважительно относиться к тексту».

В интерпретации Пааво Ярви Пятая симфония Бетховена засверкала новыми красками. Пульс музыки, ее ритмы, темпы были предельно интенсивными и активными. Ясность пропорций, безукоризненное следование форме и стилю, предельное внимание к артикуляции – отличительные черты этого мастера. Оркестр играл очень увлеченно и гармонично.

Сразу после московских гастролей у Пааво Ярви выступления в Париже и Бремене. Маэстро пообещал в скором времени вернуться в нашу страну с концертами, ну а Российский национальный оркестр тем временем уже готовит новую программу из произведений Сергея Прокофьева и Яна Сибелиуса с маэстро Василием Петренко и известной немецкой скрипачкой Арабеллой Штайнбахер, которую столичные меломаны смогут услышат уже совсем скоро – 28 января.

http://www.muzcentrum.ru/news/2012/01/item5833.html

Comments

Popular Posts