Пааво Ярви: «Летняя неделя в Пярну меня очень закаляет»

ОКНО В ЕВРОПУ - Mariinsky News
Беседовал Виктор Александров



Пярну – курортная столица Эстонии, город славных музыкальных традиций. Каждое лето здесь проводится международный музыкальный фестиваль классической музыки, инициаторами которого являются Неэме Ярви и его сыновья – Пааво и Кристиан. Звуки музыки здесь не смолкают ни на секунду. Седьмой международный музыкальный фестиваль в Пярну стал одной из кульминаций прошедшего эстонского лета. Художественный руководитель фестиваля Пааво Ярви. – Пааво, фестиваль в Пярну прочно укрепил свои позиции на международной музыкальной сцене. Как вам удается привлекать новые имена исполнителей? – Нам очень повезло с выбором географического расположения, с тем, что вообще есть такой город Пярну. Когда люди один раз сюда приезжают, они сразу влюбляются в это место. У нас прекрасный концертный зал. Люди из разных стран стремятся попасть на концерты фестиваля, познакомиться с культурной жизнью Пярну. Многие музыканты, услышав об этом фестивале, выразили свое желание выступить здесь с концертами. – Какие отличительные особенности нынешнего фестиваля вы хотели бы отметить? – Этот сезон проходит под знаком 100-летия независимости Эстонии. В разных программах фестиваля наряду с произведениями Эдуарда Тубина, Арво Пярта, Хейно Эллера, Лепо Сумера и Эркки-Свена Тююра исполняется немало музыки современных молодых композиторов Эстонии. В то же время мы стараемся предложить публике малоизвестные произведения Яна Сибелиуса, Витольда Лютославского, Эдварда Грига, Белы Бартока. У нас всегда интересные и разнообразные программы, соответствующие вкусам многочисленной публики. – Музыку эстонских композиторов вы активно включаете в программы своих концертов и с другими оркестрами мира. На фестивале в Пярну в этот раз снова не обошлось без мировых премьер – произведений Юрия Ренвере и ЭрккиСвена Тююра. – Партитура нового оркестрового сочинения Юрия Ренвере «И устал от счастья» привлекает многообразием красок, оркестр звучит необычайно сочно и ярко. Мне кажется, что это уже какой-то новый голос в эстонской музыке. Композитор присутствовал на премьере своего сочинения. – Эстонский фестивальный оркестр – очень мобильный и сплоченный коллектив, команда единомышленников. Как вам удается каждый год собирать такой высококлассный состав музыкантов? – Я стараюсь, прежде всего, сохранить этот уникальный коллектив. Много людей играют здесь постоянно, с удовольствием соглашаясь приезжать снова. В этот раз немало новых имен. Я пригласил в качестве концертмейстера коллектива солиста оркестра де Пари, с которым сам много лет сотрудничал. У нас играют знаменитые солисты Берлинского филармонического оркестра, Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена, оркестра Франкфуртского радио. Я хорошо знаю этих музыкантов, так как сам постоянно работаю с этими оркестрами. Я всегда нахожу людей, с кем приятно и легко музицировать вместе, кто способен понять музыку, ее внутренний мир без лишних слов. Больше половины оркестра – это талантливые молодые музыканты из Эстонии. – В Пярну приезжают с концертами действительно именитые солисты. В этот раз в их числе: пианистка Елизавета Леонская и японская скрипачка Мидори. Когда впервые вы играли с Мидори? – С Мидори я уже неоднократно выступал, когда руководил оркестром Цинцинатти. Немало концертов мы провели с ней в Японии. Потрясающий музыкант, у нее великолепная техника и чувство стиля. Поскольку Мидори никогда не была в Эстонии, я хотел, чтобы люди услышали и оценили ее игру. Зимой будущего года Мидори примет участие в первом японском турне Эстонского фестивального оркестра. – Кстати, здесь она сыграла Скрипичный концерт Яна Сибелиуса, который уже неоднократно звучал на прошлых фестивалях в Пярну, в том числе в интерпретации Виктории Мулловой. Трактовка Мидори показалась несколько аскетичной. – Меня тоже удивило это прочтение. Если уж играть данное сочинение, то необходимо иметь свое глубоко личное мнение и право на интерпретацию. У Мидори, безусловно, есть свой внутренний голос. – Пааво, как вам ежедневно удается концентрироваться, находить новые силы? – В период фестивальной недели я практически не могу заснуть, не знаю, откуда черпаю силы. Я бы не смог жить в таком ритме каждый день, но интенсивная летняя неделя в Пярну меня очень закаляет. – Немыслим фестиваль без участия вашего отца – Неэме Ярви, равно как и его коллеги Леонида Грина, который отвечает за образовательную Академию Ярви. Как прошли дирижерские семинары в этом году? Вы открыли для себя какие-то новые имена талантливых молодых дирижеров? – Я заметил несколько весьма одаренных ребят в этот раз. Большинство из них еще продолжают свое обучение, поэтому необходимо подождать и посмотреть, как они в дальнейшем будут развиваться. – Как вы думаете, чего сегодня не хватает молодым дирижерам – навыка, контакта, опыта общения с людьми? – Я думаю, что, скорее всего, дело обстоит в навыке. Для меня профессия дирижера всегда остается загадкой. Основы дирижерской техники не так просто постигнуть. Как я наблюдаю во время мастер-классов, этому практически не учат сегодня. Без этого оснащения дирижер никогда не сможет состояться! Есть люди талантливые, есть люди с идеями, но дирижер обязан суметь реализовать их вместе с оркестром – не только объяснять словами, но и передать все через свои руки, мимику. – Молодежный фестивальный оркестр Академии, как я заметил, делает большие успехи… – Помню, пару лет назад трудно было собрать в оркестре хороших музыкантов из Эстонии, чтобы они могли играть сложный репертуар. Сейчас это уже все осталось в прошлом. За годы фестиваля нам удалось воспитать немало хороших музыкантов в Молодежном оркестре. – Эстонский фестивальный оркестр ждет снова очередной концертный тур? – Да, мы впервые посетим Японию. Это очень ответственный проект, которого я с нетерпением жду. Японскую публику сложно чем-то новым удивить. Я работаю сейчас с симфоническим оркестром NHK в Токио. Надеюсь, что встреча с незнакомым коллективом из далекой Эстонии станет для них приятным сюрпризом.



Comments

Popular Posts