«Фантасмагория на грани жизни и смерти»

Muzcentrum.ru
20.05.2012

18 мая во Франкфурте-на-Майне в день памяти Густава Малера на исторической сцене Alte Oper выступилсимфонический оркестр Франкфуртского радио под управлением своего главного дирижера Пааво Ярви.
Для этого коллектива, по словам Пааво Ярви, характерны «страстность и восторженная любовь к музыке».
Пааво Ярви: «Для меня это один из лучших оркестров Германии. Здесь каждый из артистовперсона, уникальная личность. Поэтому, исполняя любого рода сочинение, оркестр вовлекается в процесс музицирования всей душой и сердцем».
Программа концерта была составлена из музыки Густава Малера и Сергея Прокофьева.
Пятая симфония Малера с ее Траурным маршем воспринималась как надгробный вопль. Интерпретация Пааво Ярви оказалась очищенной от штампов и стереотипов предыдущих концертных исполнений и записей этого великого сочинения. Предлагая свое собственное прочтение Пятой Малера, Пааво Ярви следует авторским ремаркам, точным темпам, но при этом он как бы обнажает изнутри структурную и жанровую основу симфонии. Похоронные процессии, плачи, танцевальные ритмы, национальный фольклор – все это очерчено предельно ярко и выпукло, вынесено на первый план. Пааво Ярви интуитивно ощущает бьющийся пульс малеровской симфонии, он властно ведет за собой оркестр, управляя дыханием мелодических фраз. Публика, захваченная этим процессом, становится соучастником исполнения.
Пааво Ярви убежден, что в материале Пятой симфонии Малера сокрыто множество идей и  смыслов, заложенных в этих гениальных звуках.
Пааво Ярви: «Эта музыка о жизни, обо всем бренном на земле. Какая еще симфония начинается с Траурного марша? Это уже особый штрих в истории музыки. Для меня Пятая Малера – одна из самых важных симфоний его творчества. Марш иллюстрирует похороны солдат, это не траурное шествие, но музыка при этом внутренне трагическая, без изысков сентиментальности. Оттуда уже следует и еврейская музыка Малера, австрийские лендлеры, венский фольклор.
Что скрывается за маской этой симфонии? Чувствуется, что Малер ищет и рассказывает очень интимное и персональное. Но, как всегда в музыке, очень трудно выразить чувства словами. По-моему, Малер необычайно ловко использует способ не объяснять нам, а точно сказать, где мы находимся. Музыка свадьбы, похорон или мотивы лендлера – нам это все понятно и мы сразу находим себя в этом мире. При этом в своей музыке Малер не боится оставаться очень гротескным».
Наряду с музыкой Густава Малера в программе вечера прозвучал Второй скрипичный концерт соль минор Сергея Прокофьева. Солистка – Виктория Муллова.
В игре обаятельной скрипачки, которая вышла на сцену в экстравагантном красном платье, преобладали мягкость и рафинированность звучания. Временами даже экспрессивные эпизоды крайних частей партитуры оказались окрашены дымкой меланхолии и размеренным легато фраз. Симфонический оркестр Франкфуртского радио под управлением Пааво Ярви играл ровно и сбалансировано, бережно и чутко аккомпанируя роскошной игре солистки. Да и самой Виктории Мулловой, по ее словам, комфортно играть с таким оркестром и великолепным дирижером, да и еще и в намоленном зале с замечательной акустикой.
Виктория Муллова: «Второй концерт для скрипки с оркестром – лирическое произведение Прокофьева, он немного напоминает музыку балетных сцен «Ромео и Джульетты». Играть этот опус невероятно сложно. Вообще это как камерная музыка. Все голоса оркестра сливаются со скрипкой, чтобы достичь гармонии, игра должна быть безупречной. Я очень люблю выступать в концертах с Пааво Ярви. Мы всегда вместе находим общий язык, наши представления о музыке очень совпадают».
После концерта во Франкфурте симфонический оркестр Франкфуртского радио вместе с Пааво Ярви и Викторией Мулловой выехал на однодневные гастроли в немецкий Ашшафенбург, где выступит с той же программой на сцене местного Штадхалле. 
http://www.muzcentrum.ru/news/2012/05/item6340.html

Comments

Popular Posts